новости/

Доходы Qiwi упали из-за рецессии в экономике России

Выручка крупного международного платёжного сервиса Qiwi впервые сократилась после IPO. В первом квартале 2016 года она упала на 0,2%, до 2,5 млрд руб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Это первое падение доходов компании с момента IPO в 2013 году. По итогам года компания сохраняет прогноз по росту выручки на 5–8%.

Как отметил гендиректор компании Сергей Солонин, экономический спад в России и снижение спроса на денежные переводы из-за изменений миграционных трендов повлияли на показатели Qiwi. Выручка от платежей выросла на 9% и составила 2 млрд руб. за счет увеличения их объемов — на 25%, до 198 млрд руб. К этой части выручки относятся доходы от платежей в электронной коммерции (комиссия за оплату покупок в интернете), финансовых сервисов, денежных переводов, оплаты услуг мобильных операторов. Прочие доходы сократилась на 25%, до 505 млн руб. В этой статье компания учитывает выручку от комиссии с неактивных пользователей, процентные прибыли от валютных свопов и овердрафтов агентам, аренды киосков.

Представитель компании отмечает, что 25%-ное снижение выручки связано в первую очередь с сокращением сети платежных терминалов. Речь идет о технической поддержке, поставках запчастей для терминалов, субаренде площадей для размещения терминалов. Кроме того, из-за сокращения количества терминалов в 2015 г. уменьшились и средства на депозитах агентов Qiwi, которые они размещают в платежной системе, объясняет он. Из-за снижения ЦБ учетной ставки с 17% в 2015 г. до 11% в 2016 г. снизились и проценты, которые Qiwi получает со своих средств, размещенных на депозита. Qiwi также учитывает их в "прочей выручке".

В конце октября 2015 г. Qiwi объявила, что за три месяца количество терминалов в ее сети сократилось примерно на 15%. Сокращение терминального бизнеса происходит по всей России из-за борьбы Центробанка с обналичиванием, рассказывали тогда "Ведомостям" несколько участников рынка моментальных платежей. Но по итогам 2015 г. сокращение терминалов год к году у Qiwi составило менее 5% – на конец года к платежной системе было подключено чуть более 172 000 киосков и терминалов.

При этом продолжают расти доходы Qiwi от комиссий с неактивных электронных кошельков Visa Qiwi Wallet (VQW). В январе – марте 2016 г. они выросли год к году на 80% до 334 млн руб., отмечает представитель Qiwi. Он объясняет это тем, что в IV квартале 2015 г. ставка комиссии для части неактивных кошельков выросла с 0,25% в день от суммы, оставшейся на счете, до 0,35%. Активными Qiwi считает кошельки, которые использовались хотя бы раз в течение года. По истечении этого срока Qiwi начинает списывать с неактивных владельцев кошельков комиссии: 10 руб. в день в течение трех месяцев, а затем каждый день – 0,25% или 0,35% от оставшейся на балансе суммы. По итогам I квартала 2016 г. комиссия за неактивность кошельков составила 13,4% от выручки Qiwi. На комиссиях с владельцев неактивных кошельков в 2015 г. Qiwi заработала 1,1 млрд руб. (около 10,8% выручки), за год эта сумма выросла почти на 70%, следует из отчета Qiwi.

Проблема электронных кошельков и терминалов в том, что денег у плательщиков из-за кризиса стало меньше, а конкуренция на российском рынке платежей растет, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Постепенно набирают популярность мобильные платежи и автоматические платежи по банковским картам, отмечает он. При этом многие из этих каналов позволяют делать платежи без комиссии, что выгодно отличает их от платежных терминалов, владельцы которых берут с плательщиков зачастую довольно существенные комиссии, рассуждает Кусков.

Отметим, что на бизнесе "Яндекс.Денег" кризис не сказался: по итогам I квартала 2016 г. оборот вырос на 110% по сравнению с I кварталом 2015 г., говорит представитель компании Евгения Арнаутова. Активнее всего росли платежи штрафов ГИБДД, оплата коммунальных услуг и прочие регулярные платежи, утверждает она. По сравнению с I кварталом 2015 г. аудитория пользователей "Яндекс.Денег" выросла на 25% и сейчас превышает 25 млн электронных кошельков, рассказывает Арнаутова. По ее словам, также росли показатели "Яндекс.Кассы" – платежного решения для интернет-магазинов.

Источник: http://www.rbc.ru/ , http://www.comnews.ru/

есть вопросы? задайте их нам!